Медицинское, психологическое и логопедическое сопровождение

Медицинское сопровождение

Медицинское обслуживание ДОУ осуществляет  МБУЗ «Городская детская поликлиника №2″. Еженедельно в детский сад приходит врач-педиатр  Педько Людмила Дмитриевна для обследования детей, профилактики заболеваний, вакцинации.

Ежедневно в учреждении работает медицинская сестра Трофимова Ирина Васильевна , которая осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения, качеством и приготовлением пищи, выполняет вакцинацию, организует профилактические и, по необходимости, карантинные мероприятия, оформляет санитарные бюллетени для педагогов и родителей, следит за состоянием детей и правильностью нагрузки для каждого воспитанника на занятиях по физической культуре, координирует работу по диспансерному обследованию выпускных в школу групп, оформляет всю необходимую медицинскую документацию.

Логопедическое сопровождение.

Специфика работы на дошкольном логопункте.

Материал подготовила учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

МБДОУ №18  Топоркова Ю.В.

стаж работы в ДОУ №18 более 20 лет

     Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников. Для них подготовлена информация изложенная ниже.

Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:

               Логопедические пункты в ДОУ

В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями развития (зрения и т.д.), возникает  необходимость в организации логопедических пунктов  в специализированных ДОУ, как одного из наиболее реальных  и эффективных путей обеспечения речевой и социально-психологической адаптации детей. Подготовке их к условиям школьного обучения.

Зачисление на логопункт происходит по направлению Психолого-медико-педагогической комиссии( ПМПК).

Помощь в рамках нашего дошкольного логопункта получают дети старшего  возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям старших и подготовительных групп.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте  и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

Работа логопеда в коррекционном дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопунктевстраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним вместе как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ и работы специалистов, таких как медсестра-ортоптистка, дефектолог, психолог, воспитатель.

В отличие от логопедических групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. Нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать работе направленной на коррекцию зрения и усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя как медсестра или психолог — у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы в отличие от логопедических групп.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 14 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети могут поступать и выбывать в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР,ФФНР, ОНР, ЗРР, ЗПР и др.).

Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Наши занятия (индивидуальные и подгрупповые) кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 12 месячный срок обучения.

Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения и лечения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно,  а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована необходимостью экономии времени, однако выявились её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка и подготовка к обучению грамоте.

Для работы логопункта используется программа Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», Н.И. Журавель «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ» разработки Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, для этого выделяется время, свободное от занятий с детьми.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит во многом, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, и не предоставлять ребенку возможность произносить их без контроля.

Логопедическая работа в период дошкольного возраста в условиях нашего логопункта  избавляет детей от необходимости посещать логопеда в другом учреждении. Позволяет своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, обеспечивая более успешное школьное обучение.

    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

WordPress theme: