Медицинское, психологическое и логопедическое сопровождение

Медицинское сопровождение

Медицинское обслуживание ДОУ осуществляет  МБУЗ «Городская детская поликлиника №2″. Еженедельно в детский сад приходит врач-педиатр  Педько Людмила Дмитриевна для обследования детей, профилактики заболеваний, вакцинации.

Ежедневно в учреждении работает медицинская сестра Трофимова Ирина Васильевна , которая осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения, качеством и приготовлением пищи, выполняет вакцинацию, организует профилактические и, по необходимости, карантинные мероприятия, оформляет санитарные бюллетени для педагогов и родителей, следит за состоянием детей и правильностью нагрузки для каждого воспитанника на занятиях по физической культуре, координирует работу по диспансерному обследованию выпускных в школу групп, оформляет всю необходимую медицинскую документацию.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

                    

                      Материал подготовила учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

МБДОУ №18 г. Мытищи

Топоркова Ю.В.

    В последнее время, у детей в дошкольном  возрасте очень часто отмечаются нарушения зрения. И чаще, чем у детей с нормальным зрением, у слабовидящих детей возникают проблемы в овладении речью. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением.
В нашем учреждении четыре специализированные группы. В группах с глазной патологией многие дети имеют двойной дефект: нарушения зрения и речи одновременно. Поэтому вся коррекционная работа в группах строится с учетом рекомендаций врача офтальмолога , дефектологога и логопеда .
Я, как логопед, работая с детьми с нарушениями зрения, хотела бы поделиться опытом работы и рассказать о специфике логопедического воздействия при данном дефекте. Считаю, что тема может быть весьма актуальна для неравнодушных родителей, чьи дети посещают наш детский сад и  учителей-логопедов, работающих в обычных логопедических группах, но занимающихся с детьми, речевые нарушения которых отягощены глазной патологией.
Когда в группе появляется ребенок, имеющий нарушение зрения, логопед должен ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности, и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей нормально видящих сверстников, с которыми ему придется взаимодействовать. В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом).
Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.

 

Организация рабочего места на занятиях.

Обязательным требованием является использование искусственного освещения. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.

Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения логопеда с учетом остроты зрения.

-дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:

1ряд – с остротой зрения ниже 0,4

2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6

3ряд — с остротой зрения 0,6-1,0;

 

-при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во 2-3 ряд;

-при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше     видящим глазом к центру;

-если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к логопеду.

При рассматривании картин рассаживать лучше полукругом.

Требования к проведению занятия.              

         -Темп занятия, проводимого логопедом, должен быть снижен. Так как детям с нарушенным зрением требуется более длительный срок      времени для зрительного восприятия.

- Обязательным является проведение не только физкультурных минуток, но и специальной гимнастики для глаз. Желательно также, проводить и минутки отдыха (например, упражнения на релаксацию).

-Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.

-Применение игровых приемов способствует повышению уровня мотивации при выполнении заданий.

-Демонстрационный материал должен быть обязательно зафиксирован.

Материал для демонстрации предъявляется не далее 1м. от ребенка. Целесообразным является использование указок.

-Наиболее благоприятен показ предмета на черном, либо белом фоне (соблюдение контрастности). Так же можно использовать зеленый фон (успокаивающий), коричневый (спокойный) или оранжевый (стимулирующий).

-При расходящемся КГ у детей рабочая поверхность должна быть горизонтальной, а при сходящемся, миопии, глаукоме – вертикальной (использование подставок). Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

Специальная наглядность – важный коррекционный прием.

   -Размер демонстрационного материала должен быть не менее 15*20см.

-Наглядный материал, желательно, плоскостной и объемный, предметный и реалистичный. Предпочтение отдается природному материалу.

-Применение адаптированных дидактических игр и пособий (рисунки с чётким контуром – можно использовать черный фломастер).

-Для детей с косоглазием и амблиопией эффективнее всего использовать желтый фон и фигуры красного, оранжевого и зеленого цвета.

ü  Индивидуальный и дифференцированный подход.

Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребенком приемами и навыками, от степени его самостоятельности, от остроты зрения.

В зависимости от этого происходит и подбор раздаточного материала определенного размера, индивидуальных пособий, упрощенных или усложненных вариантов заданий.

 

Острота зрения Размер пособий
0,4 и выше0,2-0,30,05-0,1

0,01-0,04

2 см2-3 см3-4 см

4-5 см

 

Использование сохранных анализаторов.

Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; на ощупь определить название буквы, сосчитать, сколько звуков в слове. При выполнении звукового анализа с детьми, имеющими нарушения зрения, логопед может использовать кружки или фишки, различающиеся не только по цвету, но и по структуре поверхности (тактильно). Так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние этих цветов и их изменение (синий-зеленый).

 

Поэтапное преподнесение знаний и практическое выполнение действий детьми.

       Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Логопед показывает, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие. 

WordPress theme: